Навигация
ГЛАВНАЯ
О СОЮЗЕ
ХРОНИКА НОВОСТЕЙ
ССЫЛКИ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
ФОТОГАЛЕРЕЯ
ПОИСК
Объявление
СЕРДЦА, ОБНЯВШИЕ ПОЛЮС

21 мая 2017 года, отмечается 80-летие первой в мире советской дрейфующей станции «Северный полюс – 1». И в эти же дни начинается празднование 80-летия первого беспосадочного перелёта Москва — Северный полюс — Ванкувер (командир экипажа Валерий Чкалов) и второго беспосадочного перелёта Москва — Северный полюс — Калифорния (командир экипажа Михаил Громов).

Эти уникальные для своего времени достижения Советского Союза стоят в одном ряду с первым полётом в космос Юрия Гагарина, рекордами стахановцев и составляют гордость советской технической мысли и вершину творческого порыва людей освобожденного труда.

В самом деле, 1930-е годы стали временем стремительного развития полярной авиации, что позволило начальнику Главсевморпути, академику Отто Юльевичу Шмидту уже 13 февраля 1936 года представить в Кремле проект воздушной экспедиции на Северный полюс и создания там дрейфующей станции. Иосиф Виссарионович Сталин и Климент Ефремович Ворошилов утвердили соответствующее правительственное постановление: было решено организовать в 1937 году экспедицию в район Северного полюса и доставить туда на самолётах оборудование для научной экспедиции и её участников. Общее руководство было возложено на академика Отто Юльевича Шмидта.

Для выполнения поставленной правительством задачи был сформирован отряд из четырех четырёхмоторных самолётов АНТ-6-4М-34Р «Авиаарктика» (ТБ-3) и двухмоторного самолёта-разведчика Р-6 (ТБ-1) – обе модели были разработаны в ОКБ Туполева. Флагманский самолёт вёл Герой Советского Союза Михаил Васильевич Водопьянов (второй пилот – Михаил Сергеевич Бабушкин).

Взлетев 22 марта с московского аэродрома, экспедиция 19 апреля, с посадками в Архангельске и Нарьян-Маре, добралась до острова Рудольфа – крайней точки архипелага Земля Франца-Иосифа. И вот 21 мая 1937 года в 4:52 утра машина М.В. Водопьянова с О.Ю. Шмидтом и участниками экспедиции на борту поднялась в воздух и в 10:50 достигла Северного полюса. При посадке самолёта на лед впервые использовался тормозной парашют. После этого, 25 мая, был дан старт оставшейся группы самолётов, которые в разное время, с определенными трудностями, также достигли Северного полюса.

Непосредственным начальником дрейфующей станции СП-1 был Иван Дмитриевич Папанин, участник Гражданской войны, возглавлявший разведывательно-диверсионные отряды на Украине и в Крыму. С ноября 1920 года он был комендантом Крымской ЧК, работал так же и следователем.

Во время дрейфа «папанинцы», как стали называть участников экспедиции, собрали уникальные научные материалы. Всем им было присвоено звание Героя Советского Союза. А фильм «На Северном полюсе», снятый кинооператором Марком Трояновским, был продан за рубеж, и выручка от его продажи в несколько раз покрыла затраты на саму экспедицию.

И вот 17 мая 2017 года в московском районе Лефортово, в Доме Офицеров 154-го отдельного комендантского Преображенского полка, состоялся торжественный вечер «Сердца, обнявшие полюс». Организаторами вечера выступили семьи прославленных лётчиков, Героев Советского Союза Михаила Васильевича Водопьянова, Валерия Павловича Чкалова и Михаила Михайловича Громова.

В празднично оформленном фойе, где были представлены выставки заслуженного художника России Олега Закоморного и художницы Аиды Ханемайер, посвященные Москве 1937-го года, гостей встречали дочь Героя Советского Союза Михаила Васильевича Водопьянова Наталья Михайловна и дочь Героя Советского Союза Валерия Павловича Чкалова Ольга Валерьевна, внучка Мария Юрьевна Водопьянова с сыном Евгением и внуком Михаилом, внук М.В. Водопьянова Михаил Владимирович Болдырев с дочерью Светланой, внучка Героя Советского Союза Георгия Филипповича Байдукова (второго пилота экипажа Валерия Чкалова), дочь и внучка Героя Советского Союза Сергея Алексеевича Данилина (штурмана экипажа Михаила Громова).

Вечер вел теле- и радиоведущий Александр Водопьянов – внук прославленного лётчика. Первым на сцену он пригласил генерал-полковника Николая Ивановича Москвителева, который с 1977 по 1990 годы был командующим авиацией Войск ПВО СССР, отличался неординарным подходом – так, в 1985 году для пресечения провокационных полётов ВВС США вдоль советских территориальных вод в районе острова Хоккайдо он скрытно перебросил туда четыре новейших истребителя МиГ-31, внезапное появление которых заставило США прекратить свои полёты в этом районе. В настоящее время Николай Иванович является председателем Клуба заслуженных военных лётчиков, лётчиков-испытателей и штурманов. Накануне своего 90-летнего юбилея в июле 2016 года он выполнил фигуры высшего пилотажа на самолёте Як-52, а в 2006 году летал на реактивном истребителе Су-30.

В своем выступлении Николай Иванович сказал, что «героический труд наших знаменитых полярных лётчиков показал, что русский человек способен на многое. Те тяготы, которые пришлось им вынести – и спасая челюскинцев, и во многих других случаях – сделали их маяком, на их примерах выросли лётчики Великой Отечественной войны. А нашему поколению, и лично мне, довелось перенимать уже их боевой опыт, боевой дух и передавать его нынешнему поколению, которое продолжает боевые традиции в горячих точках. Многих из тех людей я знал лично – это и Михаил Михайлович Громов, и Николай Петрович Каманин, и Георгий Филиппович Байдуков, с которым мы долгие годы работали в соседних кабинетах.

Вместе с Игорем Валерьевичем и Ольгой Валерьевной Чкаловыми мы были в Ванкувере (США), где в 1937 году приземлился экипаж Чкалова. Это большой город с населением 160 тыс. человек. Одна из его улиц носит имя Чкалова. Нас там очень хорошо принимали, и я хочу вам доложить, что около обелиска нашему великому земляку я опустился на колени, и этот момент был зафиксирован репортерами и опубликован в газете, которую я сейчас храню как большую реликвию.

Когда мне было 65 лет, я готовился вместе со знаменитым лётчиком-испытателем, Героем России Анатолием Квочуром перелететь на истребителе по тому же чкаловскому маршруту. Если они летели 63,5 часа, то мы с Квочуром хотели за 12,5 часов. Тренировались, дважды летали через Северный полюс на истребителе, причем Анатолию Квочуру приходилось организовывать пять дозаправок. А когда отмечалось 70-летие перелёта Чкалова – из этого города к нам прибыли 11 делегатов-ванкуверцев. Мы им показали Москву, устроили небольшой концерт, русский обед – и они остались очень довольны и уехали с благодарностью.

Я уже говорил, что хорошо знал генерал-полковника Георгия Филипповича Байдукова, кавалера наибольшего числа орденов СССР (22 ордена), который был консультантом главнокомандующего Войсками ПВО страны и часто приходил ко мне в кабинет. А я был командующим авиацией Войск ПВО страны. У меня в кабинете была «кремлёвка», а у него не было. По моей «кремлёвке» он разговаривал с Леонидом Ильичом Брежневым, причем на простом русском языке – они были хорошими друзьями, вместе ездили на охоту, и я много раз слышал, как они говорили об этом. Это был простой, добрейшей души человек, очень эрудированный – просто самородок. Да и не только он – они все отдавали свои знания, свою душу для того, чтобы будущие поколения были похожи на них.

Я сейчас руковожу Клубом заслуженных военных лётчиков, мне 90 лет (аплодисменты), и я могу сказать, что заслуженные лётчики – это люди, которые готовы в любой момент стать героями, потому что это высочайшие профессионалы. В нашем клубе 407 человек. Двое из них здесь. Оба воевали в Афганистане, были представлены к званию Героя, но, к сожалению, не получили. Вот Николай Викторович Пырин, заслуженный военный лётчик России. Я хорошо знал Ляпидевского Анатолия Васильевича, у которого Золотая Звезда № 1, то есть первого Героя Советского Союза. Я часто встречался с ним. С Михаилом Михайловичем Громовым также приходилось общаться. Я уже сказал, что это – самородки. И если бы все российские люди были похожи на этих великих людей – душой, простотой, добротой – была бы Россия-матушка ещё сильнее, чем она сейчас! А в заключение я хочу каждому из вас пожелать доброго здоровья и успехов. Будьте счастливы!»

После этого на сцену вышла правнучка Михаила Васильевича Водопьянова Василиса Рузайкина, ученица 6-го класса школы имени С.С. Прокофьева, дипломант музыкальных фестивалей, которая исполнила экспромт Франца Шуберта.

«Дата нашего праздника была выбрана не случайно, – продолжал ведущий Александр Водопьянов. – 21 мая 1937 года начала свою работу полярная дрейфующая станция СП-1. Каждый день ее работы приносил всё новые и новые открытия, одно из которых – глубина воды подо льдом. Она оказалась 4290 м. Станция проработала на льдине 274 дня и была вынесена в Гренландское море, преодолев более 2000 км. По ходу нашего сегодняшнего вечера мы будем смотреть фрагменты документальных фильмов Александра Рацимора, который 25 лет трудился режиссером киностудии “Центрнаучфильм”, а в сентябре 1998 года был приглашен в РИА Новости, где он по-новому раскрылся в исторической программе “Хроники Рацимора в зеркале истории”. И сегодня мы смотрим фрагменты фильмов, снятых пять лет назад к 75-летию этих исторических перелётов».

Интересно, что 6 июня 1937 года, перед тем, как лётчики покинули Северный полюс, состоялся прощальный митинг с пением «Интернационала» и подъёмом двух флагов. Один из них – государственный флаг СССР, второй – флаг с портретом Сталина. Газета «Пионерская правда» писала: «Они работали смело и спокойно, зная, что за жизнью их любовно и пристально следят великая Родина и вождь народов товарищ Сталин!» Все пять машин вылетели на остров Рудольфа, а оттуда 18 июня – в Архангельск. Это было как раз тогда, когда самолёт Валерия Чкалова АНТ-25 пересёк Северный полюс и 20 июня приземлился в городе Ванкувер в США. А самолёты полярной экспедиции 25 июня в 5 часов приземлились на центральном аэродроме им. Фрунзе в Москве. Их встречали члены правительства. Перед собравшимися выступили О.Ю. Шмидт и М.В. Водопьянов. Затем состоялся триумфальный переезд к Большому Кремлёвскому дворцу, где в Георгиевском зале состоялся праздничный приём, а затем концерт.

А на нашем вечере со спектаклем выступили учащиеся школы № 1449 имени Героя Советского Союза Михаила Васильевича Водопьянова. Перед началом спектакля директор школы Фаина Леонидовна Быховская сказала, что в школе начинает создаваться музей. Ребята изучают песни того времени, читают газеты 1937 года, и «мы хотим сказать всем сидящим в зале: вы – живая история нашего государства».

Продолжился праздничный вечер выступлением детского музыкального театра «Домисолька».

После этого рассказ о легендарных лётчиках продолжил ведущий Александр Водопьянов. Осенью 1935 года лётчик Байдуков предложил Чкалову организовать рекордный перелёт из СССР в США через Северный полюс и возглавить экипаж самолёта. Однако Сталин указал другой маршрут: Москва — Петропавловск-Камчатский. Перелёт начался 20 июля 1936 года и продолжался 56 часов, завершившись посадкой на песчаной косе острова Удд в Охотском море. Общая протяжённость рекордного маршрута составила 9375 км. Уже на острове Удд на борт самолёта была нанесена надпись: «Сталинский маршрут», сохранённая и при следующем перелёте через Северный полюс в Америку. Весь экипаж был удостоен звания Героев Советского Союза.

И вот наконец 18 июня 1937 года в 4 часа 5 минут утра Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и Александр Беляков на борту самолета АНТ-25 покинули подмосковный аэродром в Щелково и взяли курс на Северный полюс. 20 июня в 19 часов 30 минут по московскому времени самолёт совершил посадку на военном аэродроме Баракс американского города Ванкувер (штат Вашингтон, США). Протяжённость перелёта составила 9130 км (8504 километра — по прямой), в том числе 5900 км — над океанами, длительность — 63 часа 16 минут, причем самолёт три раза подвергался обледенению. Участники перелёта были приняты в Овальном кабинете Белого дома президентом США Франклином Рузвельтом. В Москве их ждала триумфальная встреча. Весь экипаж получил ордена Красного Знамени – в те годы звание Героя Советского Союза присваивалось только один раз.

Но Валерий Чкалов и без того был истинно народным героем, кумиром молодежи, любимцем Сталина. Он был настолько приближен к вождю, что как-то на приеме в Кремле налил полный бокал водки и предложил Сталину выпить на брудершафт... А когда с должности наркома НКВД был снят Ежов, Сталин предложил её Чкалову – который, неожиданно для Сталина, отказался.

Второй беспосадочный перелёт из СССР в США по маршруту: Москва — Северный полюс — Сан-Хосинто (Калифорния, США) состоялся 12—14 июля 1937 года на самолёте АНТ-25 в составе: командир экипажа — М.М. Громов, второй пилот — А.Б. Юмашев и штурман — С.А. Данилин. В результате за 62 часа 17 минут были установлены два мировых рекорда дальности по прямой (10148 км) и ломаной (11500 км) линиям (в том числе 5500 км над океанами). Аэропорт в Сан-Диего не смог их принять из-за плохой погоды. Тогда Громов запросил у Москвы разрешение перелететь через Мексику и совершить посадку в Панаме. Ответ Сталина был таким: «Садитесь в США, дикари нам не нужны». Поэтому местом посадки было выбрано ранчо близ Сан-Хосинто. Хозяин ранчо, увидев количество желающих потрогать русский самолёт, обнес его заграждением и за вход стал взимать плату…

Через несколько часов экипаж получил приветственную телеграмму от руководителей ВКП(б) и Правительства СССР: «Громову, Юмашеву, Данилину. Поздравляем с блестящим завершением перелета Москва — Северный полюс — Соединенные Штаты Америки и установлением нового мирового рекорда дальности полета по прямой. Восхищены вашим героизмом и искусством, проявленными при достижении новой победы советской авиации. Трудящиеся Советского Союза гордятся вашим успехом. Обнимаем вас и жмем ваши руки». Экипаж пробыл в США почти месяц. При посещении Голливуда Андрея Юмашева назвали самым красивым мужчиной Северного полушария и предложили ему сниматься в американском кино.

Но вершиной их пребывания в Америке стала встреча с президентом США. На личном самолёте Рузвельта экипаж прилетел в Вашингтон. Разговор с Рузвельтом длился больше часа, в конце которого госсекретарь Корделл Халл сказал: «Какие приятные, умные молодые люди! Никакая работа дипломатов не смогла бы сделать за 10 лет того, что сделали вы своим перелетом для сближения народов Советского союза и Америки».

В Европу лётчики отбыли на пассажирском лайнере «Нормандия», а оттуда – в Москву. Во время их торжественной встречи площади и улицы столицы были заполнены ликующими людьми. В Георгиевском зале Кремля героев приветствовал весь ЦК ВКП(б) и лично товарищ Сталин.

15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полёта на новом истребителе И-180 (ОКБ Поликарпова) на Центральном аэродроме погиб Валерий Чкалов. Ему было 34 года. Вблизи места катастрофы самолёта Чкалова установлен памятный камень около дома № 52, корп. 2 по Хорошёвскому шоссе. Медаль «Золотая Звезда», введённая в 1939 году уже после смерти Валерия Чкалова, была вручена только в 2004 году его детям.

Интересно, что в 1920-е годы Валерий Чкалов был курсантом у Михаила Громова. Позже Громов так отзывался о своём ученике: «Чкалов летал грубовато, но храбр был до безумия! Он был лихач! Я знал, что он рано или поздно разобьётся. Как знал и то, что я никогда не разобьюсь! У меня стиль был другой!» А вот по мнению дочери Чкалова, причина гибели её отца заключается в том, что Валерий Чкалов стал кому-то очень мешать, и было сделано всё для того, чтобы его не стало…

В заключение вечера выступила внучка Михаила Васильевича Водопьянова Мария Юрьевна Водопьянова, которая сказала: «Дорогие друзья, получился довольно длинный вечер – но мне так хотелось, чтобы вы все собрались, чтобы мы вспомнили этих уникальных людей, людей очень смелых, очень мужественных. Людей, которые бесконечно любили свою Родину. Людей, которые летали по тяжелым северным маршрутам, причем делали это сердцем. И поэтому мы назвали сегодняшний праздник “Сердца, обнявшие полюс”.

В зале много родственников тех людей, которые сегодня были показаны на экране. К сожалению, здесь нет дочери Михаила Михайловича Громова – Софьи Михайловны. Но мы сегодня были у нее, и она просила передать мысли Михаила Михайловича, касающиеся лётной профессии: “Человек должен быть себе самым строгим судьей. Быть смелым и честным человеком до конца во всем. Я закончил свою деятельность в авиации без единой царапины – на теле и совести”.

И конечно мне хочется поблагодарить тех, кто мне помогал. Это прежде всего весь личный состав моего любимого Преображенского полка – тех ребят, которые несколько дней, в ущерб своему личному времени, помогали мне во всем. Я хочу поблагодарить подполковника Мозгунова Кирилла Павловича, заместителя командира полка по работе с личным составом. Я от сей души благодарю все творческие коллективы, которые приняли участие в нашем вечере, и конечно своего брата – нашего ведущего Сашу Водопьянова. А также Анечку Шмидт – и вообще всю семью Шмидтов. И я надеюсь, что этот вечер, теплый и душевный, останется в вашей памяти. Отдельно я хочу поблагодарить Елену Сергеевну Степанову из пресс-службы Российской Федерации, которая сделала вот эту уникальную выставку: “Москва: город, который ждал героев. 1937 год”».

21 мая 2017 года, отмечается 80-летие первой в мире советской дрейфующей станции «Северный полюс – 1». И в эти же дни начинается празднование 80-летия первого беспосадочного перелёта Москва — Северный полюс — Ванкувер (командир экипажа Валерий Чкалов) и второго беспосадочного перелёта Москва — Северный полюс — Калифорния (командир экипажа Михаил Громов).

Эти уникальные для своего времени достижения Советского Союза стоят в одном ряду с первым полётом в космос Юрия Гагарина, рекордами стахановцев и составляют гордость советской технической мысли и вершину творческого порыва людей освобожденного труда.

В самом деле, 1930-е годы стали временем стремительного развития полярной авиации, что позволило начальнику Главсевморпути, академику Отто Юльевичу Шмидту уже 13 февраля 1936 года представить в Кремле проект воздушной экспедиции на Северный полюс и создания там дрейфующей станции. Иосиф Виссарионович Сталин и Климент Ефремович Ворошилов утвердили соответствующее правительственное постановление: было решено организовать в 1937 году экспедицию в район Северного полюса и доставить туда на самолётах оборудование для научной экспедиции и её участников. Общее руководство было возложено на академика Отто Юльевича Шмидта.

Для выполнения поставленной правительством задачи был сформирован отряд из четырех четырёхмоторных самолётов АНТ-6-4М-34Р «Авиаарктика» (ТБ-3) и двухмоторного самолёта-разведчика Р-6 (ТБ-1) – обе модели были разработаны в ОКБ Туполева. Флагманский самолёт вёл Герой Советского Союза Михаил Васильевич Водопьянов (второй пилот – Михаил Сергеевич Бабушкин).

Взлетев 22 марта с московского аэродрома, экспедиция 19 апреля, с посадками в Архангельске и Нарьян-Маре, добралась до острова Рудольфа – крайней точки архипелага Земля Франца-Иосифа. И вот 21 мая 1937 года в 4:52 утра машина М.В. Водопьянова с О.Ю. Шмидтом и участниками экспедиции на борту поднялась в воздух и в 10:50 достигла Северного полюса. При посадке самолёта на лед впервые использовался тормозной парашют. После этого, 25 мая, был дан старт оставшейся группы самолётов, которые в разное время, с определенными трудностями, также достигли Северного полюса.

Непосредственным начальником дрейфующей станции СП-1 был Иван Дмитриевич Папанин, участник Гражданской войны, возглавлявший разведывательно-диверсионные отряды на Украине и в Крыму. С ноября 1920 года он был комендантом Крымской ЧК, работал так же и следователем.

Во время дрейфа «папанинцы», как стали называть участников экспедиции, собрали уникальные научные материалы. Всем им было присвоено звание Героя Советского Союза. А фильм «На Северном полюсе», снятый кинооператором Марком Трояновским, был продан за рубеж, и выручка от его продажи в несколько раз покрыла затраты на саму экспедицию.

И вот 17 мая 2017 года в московском районе Лефортово, в Доме Офицеров 154-го отдельного комендантского Преображенского полка, состоялся торжественный вечер «Сердца, обнявшие полюс». Организаторами вечера выступили семьи прославленных лётчиков, Героев Советского Союза Михаила Васильевича Водопьянова, Валерия Павловича Чкалова и Михаила Михайловича Громова.

В празднично оформленном фойе, где были представлены выставки заслуженного художника России Олега Закоморного и художницы Аиды Ханемайер, посвященные Москве 1937-го года, гостей встречали дочь Героя Советского Союза Михаила Васильевича Водопьянова Наталья Михайловна и дочь Героя Советского Союза Валерия Павловича Чкалова Ольга Валерьевна, внучка Мария Юрьевна Водопьянова с сыном Евгением и внуком Михаилом, внук М.В. Водопьянова Михаил Владимирович Болдырев с дочерью Светланой, внучка Героя Советского Союза Георгия Филипповича Байдукова (второго пилота экипажа Валерия Чкалова), дочь и внучка Героя Советского Союза Сергея Алексеевича Данилина (штурмана экипажа Михаила Громова).

Вечер вел теле- и радиоведущий Александр Водопьянов – внук прославленного лётчика. Первым на сцену он пригласил генерал-полковника Николая Ивановича Москвителева, который с 1977 по 1990 годы был командующим авиацией Войск ПВО СССР, отличался неординарным подходом – так, в 1985 году для пресечения провокационных полётов ВВС США вдоль советских территориальных вод в районе острова Хоккайдо он скрытно перебросил туда четыре новейших истребителя МиГ-31, внезапное появление которых заставило США прекратить свои полёты в этом районе. В настоящее время Николай Иванович является председателем Клуба заслуженных военных лётчиков, лётчиков-испытателей и штурманов. Накануне своего 90-летнего юбилея в июле 2016 года он выполнил фигуры высшего пилотажа на самолёте Як-52, а в 2006 году летал на реактивном истребителе Су-30.

В своем выступлении Николай Иванович сказал, что «героический труд наших знаменитых полярных лётчиков показал, что русский человек способен на многое. Те тяготы, которые пришлось им вынести – и спасая челюскинцев, и во многих других случаях – сделали их маяком, на их примерах выросли лётчики Великой Отечественной войны. А нашему поколению, и лично мне, довелось перенимать уже их боевой опыт, боевой дух и передавать его нынешнему поколению, которое продолжает боевые традиции в горячих точках. Многих из тех людей я знал лично – это и Михаил Михайлович Громов, и Николай Петрович Каманин, и Георгий Филиппович Байдуков, с которым мы долгие годы работали в соседних кабинетах.

Вместе с Игорем Валерьевичем и Ольгой Валерьевной Чкаловыми мы были в Ванкувере (США), где в 1937 году приземлился экипаж Чкалова. Это большой город с населением 160 тыс. человек. Одна из его улиц носит имя Чкалова. Нас там очень хорошо принимали, и я хочу вам доложить, что около обелиска нашему великому земляку я опустился на колени, и этот момент был зафиксирован репортерами и опубликован в газете, которую я сейчас храню как большую реликвию.

Когда мне было 65 лет, я готовился вместе со знаменитым лётчиком-испытателем, Героем России Анатолием Квочуром перелететь на истребителе по тому же чкаловскому маршруту. Если они летели 63,5 часа, то мы с Квочуром хотели за 12,5 часов. Тренировались, дважды летали через Северный полюс на истребителе, причем Анатолию Квочуру приходилось организовывать пять дозаправок. А когда отмечалось 70-летие перелёта Чкалова – из этого города к нам прибыли 11 делегатов-ванкуверцев. Мы им показали Москву, устроили небольшой концерт, русский обед – и они остались очень довольны и уехали с благодарностью.

Я уже говорил, что хорошо знал генерал-полковника Георгия Филипповича Байдукова, кавалера наибольшего числа орденов СССР (22 ордена), который был консультантом главнокомандующего Войсками ПВО страны и часто приходил ко мне в кабинет. А я был командующим авиацией Войск ПВО страны. У меня в кабинете была «кремлёвка», а у него не было. По моей «кремлёвке» он разговаривал с Леонидом Ильичом Брежневым, причем на простом русском языке – они были хорошими друзьями, вместе ездили на охоту, и я много раз слышал, как они говорили об этом. Это был простой, добрейшей души человек, очень эрудированный – просто самородок. Да и не только он – они все отдавали свои знания, свою душу для того, чтобы будущие поколения были похожи на них.

Я сейчас руковожу Клубом заслуженных военных лётчиков, мне 90 лет (аплодисменты), и я могу сказать, что заслуженные лётчики – это люди, которые готовы в любой момент стать героями, потому что это высочайшие профессионалы. В нашем клубе 407 человек. Двое из них здесь. Оба воевали в Афганистане, были представлены к званию Героя, но, к сожалению, не получили. Вот Николай Викторович Пырин, заслуженный военный лётчик России. Я хорошо знал Ляпидевского Анатолия Васильевича, у которого Золотая Звезда № 1, то есть первого Героя Советского Союза. Я часто встречался с ним. С Михаилом Михайловичем Громовым также приходилось общаться. Я уже сказал, что это – самородки. И если бы все российские люди были похожи на этих великих людей – душой, простотой, добротой – была бы Россия-матушка ещё сильнее, чем она сейчас! А в заключение я хочу каждому из вас пожелать доброго здоровья и успехов. Будьте счастливы!»

После этого на сцену вышла правнучка Михаила Васильевича Водопьянова Василиса Рузайкина, ученица 6-го класса школы имени С.С. Прокофьева, дипломант музыкальных фестивалей, которая исполнила экспромт Франца Шуберта.

«Дата нашего праздника была выбрана не случайно, – продолжал ведущий Александр Водопьянов. – 21 мая 1937 года начала свою работу полярная дрейфующая станция СП-1. Каждый день ее работы приносил всё новые и новые открытия, одно из которых – глубина воды подо льдом. Она оказалась 4290 м. Станция проработала на льдине 274 дня и была вынесена в Гренландское море, преодолев более 2000 км. По ходу нашего сегодняшнего вечера мы будем смотреть фрагменты документальных фильмов Александра Рацимора, который 25 лет трудился режиссером киностудии “Центрнаучфильм”, а в сентябре 1998 года был приглашен в РИА Новости, где он по-новому раскрылся в исторической программе “Хроники Рацимора в зеркале истории”. И сегодня мы смотрим фрагменты фильмов, снятых пять лет назад к 75-летию этих исторических перелётов».

Интересно, что 6 июня 1937 года, перед тем, как лётчики покинули Северный полюс, состоялся прощальный митинг с пением «Интернационала» и подъёмом двух флагов. Один из них – государственный флаг СССР, второй – флаг с портретом Сталина. Газета «Пионерская правда» писала: «Они работали смело и спокойно, зная, что за жизнью их любовно и пристально следят великая Родина и вождь народов товарищ Сталин!» Все пять машин вылетели на остров Рудольфа, а оттуда 18 июня – в Архангельск. Это было как раз тогда, когда самолёт Валерия Чкалова АНТ-25 пересёк Северный полюс и 20 июня приземлился в городе Ванкувер в США. А самолёты полярной экспедиции 25 июня в 5 часов приземлились на центральном аэродроме им. Фрунзе в Москве. Их встречали члены правительства. Перед собравшимися выступили О.Ю. Шмидт и М.В. Водопьянов. Затем состоялся триумфальный переезд к Большому Кремлёвскому дворцу, где в Георгиевском зале состоялся праздничный приём, а затем концерт.

А на нашем вечере со спектаклем выступили учащиеся школы № 1449 имени Героя Советского Союза Михаила Васильевича Водопьянова. Перед началом спектакля директор школы Фаина Леонидовна Быховская сказала, что в школе начинает создаваться музей. Ребята изучают песни того времени, читают газеты 1937 года, и «мы хотим сказать всем сидящим в зале: вы – живая история нашего государства».

Продолжился праздничный вечер выступлением детского музыкального театра «Домисолька».

После этого рассказ о легендарных лётчиках продолжил ведущий Александр Водопьянов. Осенью 1935 года лётчик Байдуков предложил Чкалову организовать рекордный перелёт из СССР в США через Северный полюс и возглавить экипаж самолёта. Однако Сталин указал другой маршрут: Москва — Петропавловск-Камчатский. Перелёт начался 20 июля 1936 года и продолжался 56 часов, завершившись посадкой на песчаной косе острова Удд в Охотском море. Общая протяжённость рекордного маршрута составила 9375 км. Уже на острове Удд на борт самолёта была нанесена надпись: «Сталинский маршрут», сохранённая и при следующем перелёте через Северный полюс в Америку. Весь экипаж был удостоен звания Героев Советского Союза.

И вот наконец 18 июня 1937 года в 4 часа 5 минут утра Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и Александр Беляков на борту самолета АНТ-25 покинули подмосковный аэродром в Щелково и взяли курс на Северный полюс. 20 июня в 19 часов 30 минут по московскому времени самолёт совершил посадку на военном аэродроме Баракс американского города Ванкувер (штат Вашингтон, США). Протяжённость перелёта составила 9130 км (8504 километра — по прямой), в том числе 5900 км — над океанами, длительность — 63 часа 16 минут, причем самолёт три раза подвергался обледенению. Участники перелёта были приняты в Овальном кабинете Белого дома президентом США Франклином Рузвельтом. В Москве их ждала триумфальная встреча. Весь экипаж получил ордена Красного Знамени – в те годы звание Героя Советского Союза присваивалось только один раз.

Но Валерий Чкалов и без того был истинно народным героем, кумиром молодежи, любимцем Сталина. Он был настолько приближен к вождю, что как-то на приеме в Кремле налил полный бокал водки и предложил Сталину выпить на брудершафт... А когда с должности наркома НКВД был снят Ежов, Сталин предложил её Чкалову – который, неожиданно для Сталина, отказался.

Второй беспосадочный перелёт из СССР в США по маршруту: Москва — Северный полюс — Сан-Хосинто (Калифорния, США) состоялся 12—14 июля 1937 года на самолёте АНТ-25 в составе: командир экипажа — М.М. Громов, второй пилот — А.Б. Юмашев и штурман — С.А. Данилин. В результате за 62 часа 17 минут были установлены два мировых рекорда дальности по прямой (10148 км) и ломаной (11500 км) линиям (в том числе 5500 км над океанами). Аэропорт в Сан-Диего не смог их принять из-за плохой погоды. Тогда Громов запросил у Москвы разрешение перелететь через Мексику и совершить посадку в Панаме. Ответ Сталина был таким: «Садитесь в США, дикари нам не нужны». Поэтому местом посадки было выбрано ранчо близ Сан-Хосинто. Хозяин ранчо, увидев количество желающих потрогать русский самолёт, обнес его заграждением и за вход стал взимать плату…

Через несколько часов экипаж получил приветственную телеграмму от руководителей ВКП(б) и Правительства СССР: «Громову, Юмашеву, Данилину. Поздравляем с блестящим завершением перелета Москва — Северный полюс — Соединенные Штаты Америки и установлением нового мирового рекорда дальности полета по прямой. Восхищены вашим героизмом и искусством, проявленными при достижении новой победы советской авиации. Трудящиеся Советского Союза гордятся вашим успехом. Обнимаем вас и жмем ваши руки». Экипаж пробыл в США почти месяц. При посещении Голливуда Андрея Юмашева назвали самым красивым мужчиной Северного полушария и предложили ему сниматься в американском кино.

Но вершиной их пребывания в Америке стала встреча с президентом США. На личном самолёте Рузвельта экипаж прилетел в Вашингтон. Разговор с Рузвельтом длился больше часа, в конце которого госсекретарь Корделл Халл сказал: «Какие приятные, умные молодые люди! Никакая работа дипломатов не смогла бы сделать за 10 лет того, что сделали вы своим перелетом для сближения народов Советского союза и Америки».

В Европу лётчики отбыли на пассажирском лайнере «Нормандия», а оттуда – в Москву. Во время их торжественной встречи площади и улицы столицы были заполнены ликующими людьми. В Георгиевском зале Кремля героев приветствовал весь ЦК ВКП(б) и лично товарищ Сталин.

15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полёта на новом истребителе И-180 (ОКБ Поликарпова) на Центральном аэродроме погиб Валерий Чкалов. Ему было 34 года. Вблизи места катастрофы самолёта Чкалова установлен памятный камень около дома № 52, корп. 2 по Хорошёвскому шоссе. Медаль «Золотая Звезда», введённая в 1939 году уже после смерти Валерия Чкалова, была вручена только в 2004 году его детям.

Интересно, что в 1920-е годы Валерий Чкалов был курсантом у Михаила Громова. Позже Громов так отзывался о своём ученике: «Чкалов летал грубовато, но храбр был до безумия! Он был лихач! Я знал, что он рано или поздно разобьётся. Как знал и то, что я никогда не разобьюсь! У меня стиль был другой!» А вот по мнению дочери Чкалова, причина гибели её отца заключается в том, что Валерий Чкалов стал кому-то очень мешать, и было сделано всё для того, чтобы его не стало…

В заключение вечера выступила внучка Михаила Васильевича Водопьянова Мария Юрьевна Водопьянова, которая сказала: «Дорогие друзья, получился довольно длинный вечер – но мне так хотелось, чтобы вы все собрались, чтобы мы вспомнили этих уникальных людей, людей очень смелых, очень мужественных. Людей, которые бесконечно любили свою Родину. Людей, которые летали по тяжелым северным маршрутам, причем делали это сердцем. И поэтому мы назвали сегодняшний праздник “Сердца, обнявшие полюс”.

В зале много родственников тех людей, которые сегодня были показаны на экране. К сожалению, здесь нет дочери Михаила Михайловича Громова – Софьи Михайловны. Но мы сегодня были у нее, и она просила передать мысли Михаила Михайловича, касающиеся лётной профессии: “Человек должен быть себе самым строгим судьей. Быть смелым и честным человеком до конца во всем. Я закончил свою деятельность в авиации без единой царапины – на теле и совести”.

И конечно мне хочется поблагодарить тех, кто мне помогал. Это прежде всего весь личный состав моего любимого Преображенского полка – тех ребят, которые несколько дней, в ущерб своему личному времени, помогали мне во всем. Я хочу поблагодарить подполковника Мозгунова Кирилла Павловича, заместителя командира полка по работе с личным составом. Я от сей души благодарю все творческие коллективы, которые приняли участие в нашем вечере, и конечно своего брата – нашего ведущего Сашу Водопьянова. А также Анечку Шмидт – и вообще всю семью Шмидтов. И я надеюсь, что этот вечер, теплый и душевный, останется в вашей памяти. Отдельно я хочу поблагодарить Елену Сергеевну Степанову из пресс-службы Российской Федерации, которая сделала вот эту уникальную выставку: “Москва: город, который ждал героев. 1937 год”».

Андрей Ведяев


0 Комментариев · 1403 Прочтений · Для печати
Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста залогиньтесь для добавления комментария.
Фотогалерея
Ссылки

Союз женщин летных специальностей "Авиатриса" Copyright © 2009-2011