В феврале 2017 года вышло издание книги «Поднебесные истории». Тираж 300 экз., 194 с. Автор - А.Н.Крохин, член Союза писателей России, планерист - мастер спорта. Книга познакомит читателей с одним из увлекательнейших видов авиационного спорта - планерным. В ней рассказывается о наиболее ярких эпизодах из жизни бакинского, ессентукского и ленинградского аэроклубов шестидесятых и семидесятых годов, о людях, увлечённых авиационными видами спорта.
Повесть «Саша» - это память о лётчике ВТА-герое, воине-интернационалисте. Очерк «Ночной десант» повествует о суровой службе псковских воздушных десантниках. Книга иллюстрирована несколькими десятками фотографий. Читается легко и рассчитана, прежде всего, на молодёжь, которая мечтает обрести «крылья» и научиться летать как птица.
Из книги А.Н.Крохина «Поднебесные истории»
Группа курсантов, которую доверили мне обучать технике пилотирования, состояла из одних девушек. Это обстоятельство сложилось, вероятно, потому, что я единственный инструктор, не считая Баршта, никогда не употреблявший крепких непечатных словечек, тем более в полёте.
Обучая любым, даже простейшим элементам пилотирования, сам шлифуешь свои навыки. Оттачиваешь приёмы управления планером в такой степени, что самые сложные элементы становятся обыденными. Особо ощущаешь свою ответственность в организации самоподготовки курсантов и спортсменов, проведении предполётных тренажей, координации действий и выполнении заданий, соблюдении мер безопасности, физической подготовки и проведении разбора полётов.
Мне доставляло огромное удовольствие наблюдать как девушки с каждым полётом всё настойчивей и уверенней овладевают навыками пилотирования. Особо выделялись Таня Малиновская и Галя Петрова. Обе летали почти самостоятельно, но допускали небольшие ошибки в пилотировании. На разборах полётов я подробно анализировал их действия на классной доске с помощью формул и на макете демонстрировал поведение планера при разных нагрузках на рули управления. Основные ошибки: резкая работа рулём высоты на взлёте, теряют скорость перед разворотом, растёт скорость при подходе к земле.
Однажды вечером Г.Петрова заявила мне:
- Вы всё время твёрдо держитесь за ручку управления, мешаете управлять планером и блокируете мне педали. Я никогда так не научусь летать!
Сначала я опешил от такого заявления. Последние несколько дней Галя летала неплохо, и я вообще не вмешивался в управление. Пришлось дополнительно разъяснять, что пилот ощущает толчки на ручке и педалях от воздействия на элероны восходящих и нисходящих потоков воздуха. Особенно эти нагрузки возрастают в середине дня.
- Когда ты едешь на автомобиле, рука автоматически небольшими поворотами руля компенсирует воздействие внешних сил: неровности, отклонения по курсу, боковой ветер и так далее. При этом водитель может в это время смотреть вперёд, по сторонам и в зеркало заднего вида, разговаривать с пассажиром. Так и в планере. Пролетая узкие восходящие и нисходящие потоки, правое и левое крыло планера, попадая на границу этих потоков, под воздействием давления сверху и снизу передают через тяги и троса сигнал на рычаги управления в виде толчков. Опытный пилот автоматически, не думая, устраняет внешние помехи. Понятно?
На следующий день я сказал Петровой:
- Весь полёт по кругу молчу и вообще не вмешиваюсь в управление. Представь себе. Что у тебя самостоятельный полёт, а в задней кабине никого нет.
Взлетели. Полёт на буксире за самолётом до отцепки выполнила нормально, коробочку выполнила грамотно, учла боковой ветер. Подлетаем к четвёртому развороту, высота, как и положено - 120 метров. Галя внимательно наблюдает за посадочной полосой, чтобы не пропустить начало четвёртого разворота. Она настолько увлеклась моментом начала разворота, что позабыла контролировать скорость. Скорость падала, уже ощущалось предштопорное подрагивание конструкции планера, но Гале явно было не до этой «мелочи». Я молчу. Наконец, выбрав нужный момент, она ввела планер в разворот и спровоцировала обычное сваливание на крыло. Пришлось срочно вмешаться в управление и вывести планер в нормальное положение и приземлиться.
После этого случая, Петрова стала летать достаточно аккуратно и вскоре, выполнив вывозную программу, вылетела самостоятельно.
На фото: Петрова Галя, Крохин А.