Праздник в Доме культуры Московского авиационного института 16 ноября 2013 года.
Праздник в семье авиаторов.
Старейший вид авиационного спорта празднует в этом году свой юбилей.
За 90 лет в планеризме пройден огромный путь. От простейших конструкций из дерева и ткани, которые строились в начале прошлого века, до суперсовременных летательных аппаратов из самых современных сверхлегких и сверхпрочных материалов: угольных тканей, стержней, кевларовых соединений и различных смол.
В ноябре 1923 г. в Крыму, в Коктебеле на горе Узун-Сырт (ныне гора Клементьева) состоялись первые Всесоюзные планерные испытания. С разных концов страны съезжались молодые энтузиасты, чтобы продемонстрировать свои разработки и выявить самых талантливых конструкторов.
На первых соревнованиях было представлено 10 моделей. Собрался будущий цвет советской авиации: С.В. Ильюшин, А.С. Яковлев, ученик Н.Е. Жуковского профессор В.П. Ветчинкин, ученый аэродинамик В.С. Пышнов, летчики К.К. Арцеулов и Л.А. Юнгмейстер. Именно там и тогда Королев представил свои первые работы на суд общественности, а привело всё это к тому, что Россия первой вырвалась в космос.
Больше всех, пожалуй, повезло тогда творению К. Арцеулова – планеру А-5. На нем пилот Л. Юнгмейстер установил даже несколько рекордов, а планер Сергея Павловича Королева отличался хорошими летными качествами, надежностью конструкции.
Государство оказывало поддержку развитию планеризма в СССР, сильно повлияв на развитие авиационной отрасли. Массовое летное обучение на планерах дало стране немало пилотов.
16 ноября 2013 года, в ДК МАИ собрались ветераны, именитые спортсмены, а также рекордсмены-планеристы, поставившие мировые рекорды. Пришли на праздник обычные горожане, которые интересуются авиацией и молодые ребята, которые хотят стать планеристами.
В холле установлен новейший планер российского производства с 13,5 метровым размахом крыла, весящий 115 кг. Планер разработан по техническому заданию Международного Планерного Комитета ФАИ. Как считают эксперты, за такими сверхлегкими и доступными летательными аппаратами - будущее массового планерного спорта.
Говоря о приборном оборудовании, отметил Анатолий Николаевич Никитюк – Заслуженный тренер России, Чемпион мира, что оснащение в современном планере порой не хуже, чем у современных истребителей. Планер, кроме обычных анероидных приборов, укомплектован бортовым компьютером, который, используя данные GPS, а также информацию о статическом и динамическом давлении, выводит на ЖК-дисплей положение планера в воздушном пространстве, траекторию движения, построение маршрута, среднюю скороподъемность потоков, рекомендуемую скорость планера на переходах между потоками.
Демонстрировались уникальные модели-копии исторических планеров, а также радиоуправляемые спортивные планера.
По всем крупным городам России, в городах ближнего зарубежья, прошли празднования 90-летия планеризма.
В сентябре 2013 года, в Коктебеле, на горе Клементьева- этом священным месте для планеристов, состоялся авиационный праздник, посвященный 90-летию планеризма. Россию в воздушном празднике представлял трехкратный абсолютный чемпион мира Георгий Каминский. На пилотажном планере Swift S-1, доставленном из подмосковного аэродрома Дракино, он продемонстрировал произвольную программу, выполнял фигуры высшего
пилотажа. Диапазон перегрузок на пилотаже, предъявляемых к планеру, колеблется от +10 до -7 единиц. Не каждый истребитель может выдержать эти перегрузки, особенно отрицательные. Очень зрелищно смотрится обратный пилотаж на планере, когда планер может крутить "петлю Нестерова" в перевернутом положении.
Многие наши современники имеют примитивное представление, что такое планер. Для большинства – что планер, что дельтаплан – одно и то же.
Планеризм - один из самых романтичных и увлекательных авиационных видов спорта. Планеристы используют знания в метеорологии и, опираясь на силы природы, могут часами парить под облаками, используя восходящие потоки теплого воздуха, набирая в них высоту и пролетая огромные расстояния.
Аэродинамическое качество современного планера превышает значение 60 единиц. Качество летательного аппарата – способность пролететь расстояние с высоты одного метра при крейсерской скорости.
Так, например, пилоты планеристы Сергей Каминский и Виталий Боровик на планере Nimbus 4 DM установили национальный рекорд, пролетев на расстояние более 1000 км по треугольному маршруту ФАИ. Для сравнения: мировой рекорд - полет на расстояние более 3000 км по треугольному маршруту принадлежит немецкому пилоту Клаусу Ольману.
В этом году наша команда на чемпионате мира стала победителем. Первое место занял пилот Владимир Ильинский, второе место - Георгий Каминский. К сожалению, наша страна не знает своих героев.
В 2014 г. на подмосковном аэродроме Дракино, недалеко от Серпухова, планируется провести первый Кубок им. Олега Пасечника. Есть планы сделать это соревнование международным и максимально поднять его престиж.
Вспоминаю свой первый личный и республиканский рекорд в 1965 году.
На небе не было ни облачка, а день обещал быть жарким.
Вылет назначен на 11 часов.Видимость во всех направлениях до горизонта была идеальная.
Закрепил и включил барограф, проверил работу рации. Ракетница с тремя ракетами лежала в специальном кармашке планера. Там же и бортовой паек. Это две плитки шоколада, пачка печений и бутылочка с водой.
Взлетели.Я внимательно следил за показаниями приборов. Очень редко впереди летящий самолет подбрасывало вверх, через мгновенье и планер. Восходящие потоки были редкими, но все равно старался запоминать эти места. Набрали высоту тысяча метров.
Летчик-буксировщик, убедившись, что планер отцепился, резко свалился на правое крыло, убрав обороты двигателя, пошел почти вертикально вниз и вскоре исчез из поля зрения.
Неудачное начало полета, потоков почти нет. Я взял направление на небольшое черное пятно в безлюдной муганской степи. В центре пятна одиноко качала нефть буровая вышка.
Это пятно не раз меня выручало. Темный круг в солнечную погоду всегда нагревается быстрее, чем окружающая его местность. Значит, высока вероятность образования хорошего восходящего движения воздуха.
По стелющемуся дымку от костра на берегу Аджикабульского озера вычислил створ возможного нахождения потока. Зашел на пятно, учитывая встречное направление ветра. Немного качнуло. Стрелка вариометра дрогнула и поползла вверх, но ноль не перепрыгнула. Прошел еще немного вперед. Опять снижение минус 1,5 метров. Развернулся, сделал круг и опять зашел на буровую.
Высота катастрофически терялась. Прибор показывал 400 метров. Еще потеряю 100 метров и надо заходить на посадку. Таковы правила.Снова стрелка вариометра поползла вверх, но прибор уже показывал вертикальную скорость + 0,5 метров. Вошел в левую спираль, чуть выдвинул закрылки, чтобы увеличить площадь крыла и уменьшил скорость.
Медленно начал набирать высоту, но ветерком поток сносило дальше от аэродрома, а с потоком и планер. Вскоре поток стал слабым и я снова полетел на пятно у буровой. Удалось снова обнаружить тот же поток и подняться до 1200 метров.
В чистом небе, на значительном удалении, намного выше, увидел зарождающийся клубок белого тумана, пока еще не похожего на настоящее облако.
Расстояние до него было большим, но я рискнул лететь под этот клубок. Увеличил скорость для того, чтобы быстрее проскочить нисходящие потоки, встречающиеся на пути.
Несмотря на потерю высоты, все-таки дождался момента, когда планер потянуло вверх. Поток оказался широким и мощным. Клубок, тем временем, сформировался в небольшое кучевое облако.
Высота полторы тысячи метров, а вертикальная скорость продолжала расти. Прибор показывал вертикальную скорость планера +5,5 метров в секунду.
Планер с шумом врезался в поток и его просто несло вверх с неудержимой силой. Иногда шум затихал, казалось, что планер без скорости вращается вокруг вертикальной оси по спирали вверх.
Скос потоков был настолько велик, что стрелка указателя скорости на какое-то время падала до нуля, а затем резко возвращалась на свое место. Указатели поворота и скольжения тоже выплясывали какой-то танец.
Плюнул на приборы. Угловую скорость и все остальные параметры спирали выдерживал исключительно по линиям, отмеченным на передней части фонаря и горизонту.
Само облако тоже выросло, стало огромным, с темной серединой. Но до нижней кромки по-прежнему было еще далеко.
Где то там, внизу, под собой, увидел, как еще парочка планеров набирают высоту.По переговорам пилотов понял, что это Юра Алехин и Катя Аристова. Стрелка высотомера перешагнула трехтысячную отметку. Стало заметно прохладнее.
Вариометр словно сошел с ума, +8 - +9 метров в секунду. Кончики крыльев загибались вверх. Сама конструкция планера издавала какие-то незнакомые звуки.
Холод жуткий. На мне только майка и брюки, на ногах сандалии и без носок.
Планер стал покрываться белым налетом и очень быстро налет превращался в ледяной панцирь.
Я решил не рисковать и вышел из спирали на прямую линию. Высота 4000 метров. Не успел оглянуться уже 4500.
Выше лететь нельзя, могло наступить кислородное голодание. Планер не был оснащен оборудованием для высотных полетов. Внезапная потеря сознания от недостатка кислорода может привести к очень печальным последствиям.
Косматые серые фалды, свисающие из облака, словно живые, закручивались в сумасшедшем танце, проносились мимо, а иногда и сквозь планер. Странное ощущение, будто все происходящее впереди и вокруг, наблюдается как в замедленном фильме.Кабину осветило солнцем. Облако было рядом.Через боковую форточку, рукой оторвал от фюзеляжа приличного размера кусок льда.
Я начал кружить в воздушном океане, постепенно теряя высоту.
Далеко-далеко внизу, простиралась степь, город Аджикабул казался небольшой деревушкой, река Кура затерялась в серых складках своих обрывистых берегов, я не сразу ее разглядел. Зато в полной своей красе и контрасте выделились горы Большого Кавказа. Какая красота!
Около часа я снижался с такой высоты, наслаждаясь ощущениями необычности дня, условиями полета, фактом, что чистый выигрыш высоты в парящем полете составил более 4100 метров.
Благодаря планерному спорту мне посчастливилось встречаться и общаться с выдающими людьми нашей эпохи – трижды Героем Советского Союза, военным летчиком-истребителем А.И. Покрышкиным, одним из первых летчиков России К.К. Арцеуловым - родным внуком художника-маринистаИ.К. Айвазовского, летчиками-испытателями, Героями Советского Союза И.И. Шелестом,П.М. Стефановским, М.А. Нюхтиковым,С.И. Харламовым, Г.С. Малиновским,авиаконструктором В.К. Грибовским, основателем парашютизма в нашей стране Л.Г. Миновым, старейшими планеристами О. Клепиковой и В. Ильченко.
Григорий Степанович Малиновский, например, на грузовом планере доставил груз партизанам в глубокий тыл врага, провел в тылу врага целый год. За отвагу и мужество он был удостоен орденами Ленина и Красного Знамени.
Особую симпатию у собравшихся вызвал ведущий торжественного вечера Евгений Сергеевич Чарский. В возрасте 76 лет еще летает на планерах. В этом году, в Орле, на Кубке России пролетел 500 километровый треугольный маршрут, показав при этом великолепный результат.
Крохин А.Н.
планерист
Мастер спорта СССР
На чёрно-белом снимке:А.Крохин и К.К. Арцеулов 1973 г.