5 сентября 2020 года на аэродроме «Орешково» Калужской области состоялся слет девушек-пилотов - «Авиадевичник – 20».
Аэродром основан перед войной в начале 1941 года. Павел Васильев рассказал о том, что первыми аэродромом воспользовались немцы. Они хозяйничали три месяца. После освобождения Калуги здесь базировался авиаполк под командованием легендарной летчицы Валентины Гризодубовой. И, после войны, являлся аэродромом ПВО под командованием И.Н.Кожедуба до 1960 года, в этом же году дивизия была расформирована.
До 1992 года на аэродроме базировался Калужский авиационный учебный центр ДОСААФ, благодаря которому у нас появлялось большое количество летчиков. Тут летали и МиГ-17 и МиГ-15, и конечно же, Л-29. На этом аэродроме тренировались перед выполнением рекордных полетов члены «Авиатрисы»: Лидия Яковлевна Зайцева, Евгения Николаевна Мартова, Людмила Павловна Васильева.
Затем аэродром был местом дислокации отдельного вертолётного полка, выведенного из Западной группы войск, активно использовался вертолетчиками. Полк расформирован в 2010 году.
После утратил статус военного и перешел в собственность Калужской губернии. В 2011–2013 годах аэродром полностью разорён, были попытки разобрать ВПП.
В 2015 году клубом «Альбатрос Аэро», совместно с Музеем Техники Вадима Задорожного и фондом «Крылатая Память Победы» аэродрому было решено дать вторую жизнь и создать тут центр демонстрации исторической техники и музей.
То, что мы увидели, это только начало, так рассказывал Павел. Он живет на аэродроме и восстанавливает его с друзьями пилотами.
Каждый день появляются какие-то улучшения, восстанавливаются и строятся сооружения, территория приводится в порядок. Главное, появилось больше самолетов и аэродром объединяет хороших людей! Полоса два километра бетона. Основные пользователи становятся реактивные самолеты.
Постепенно планируется переместить всю большую и историческую технику на подготовленную площадку и организовать музей, который, впрочем, уже существует, хоть и не систематизирован.
Сейчас на аэродроме дислоцируется легкомоторная авиация, и он известен среди летчиков, как «гнездо» Л-29. (некоторые из этих самолетов реально летали на этом аэродроме с курсантами ДОСААФ).
13 июня 1961 года в Калугу приезжал Ю.А. Гагарин. Самолёт из Москвы приземлился в Воротынске на аэродроме «Орешково».
Первый слет получился! Это замечательное, очень нужное мероприятие, организованное Юлией Крыловой – пилотом Л-29, превратилось в замечательный праздник.
Провели экскурсию по аэродрому «Орешково» с показом техники. Знакомство с медвежонком Мансуром, который живет на аэродроме. Летчики подобрали его на взлетной полосе 4 года назад. Мансур получил уже мировую известность, у него прекрасный вольер с домом и бассейном.
Журналисты брали интервью у летчиц и организовали Фотосессию.
Организаторы «Авиадевичник – 20» сделали программу, которая всем понравилась - это показательные прыжки парашютистов, выступление пилотажной группы «Реакторы», концерт, организованный силами артистов города Калуги, фуршет – знакомство с пилотами Боинга, Аэробуса, Л-29 и многих других типов самолётов, гидросамолётов, а так же вертолетов и планеров. Будущие пилоты, курсанты Сасовского и Бугурусланского училищ.
География участниц слёта: Пермь,, Тюмень, Ульяновск, Санкт-Петербург, Краснодар, Москва, Калуга, Смоленск, Белгород и другие города!
Союз «Авиатриса» предложил летчицам вступить в организацию, что было принято на «Ура». Радует то, что было много молодых девушек-пилотов.
Праздник закончился прекрасным салютом!
Участие в слете приняли члены Союза «Авиатриса»: Халидэ Макагонова, Валентина Котляр, Галина Скробова-Кошкина, Нина Уретя.